Медитация в Ардха Падмасане с Гьян-мудрой
22 июня

Дхьяна (медитация)

Седьмая ступень классической йоги

Седьмая ступень классической йоги непосредственно вытекает из Дхараны. Если сосредоточение – есть первый этап медитации, то Дхьяна (медитация) – второй этап. Это беспрестанная и безраздельная погруженность в себя, которую духовный искатель обретает путем непрерывного сосредоточения. В переводе с санскрита этот термин означает «созерцание».

«Душа любит медитировать, поскольку в общении с духом состоит великая радость. Помните об этом, когда ощущаете во время медитации сопротивление ума. Нежелание исходит от эго, оно не относится к душе.»

Парамаханса Йогананда

Медитацию можно представить потоком осознанного внимания и сосредоточения на объекте концентрации – на присутствии Бога. Если же разум замечает хотя бы небольшое блуждание, это – Дхарана. Колоссальная разница между Дхьяной и Дхараной состоит в том, что во время практики шестой ступени человеком осознается процесс сосредоточения, тогда как во время Дхьяны разум осознает только себя и объект медитации.

Иными словами, эта удивительная практика характеризуется состоянием «не-ума» и приобретением чистого сознания, не имеющего содержания. Это мгновения чистого пространства, безраздельного молчания и отрешенности от своего ума, в которые йог способен осознать истинный смысл существования и открыть тайны бытия.

Каждый человек приходит в этот мир в медитативном состоянии и с уникальной способностью к целостному вниманию, однако его разум непрерывно засоряется, отвлекается на всё мирское и суетное, и ребенок постепенно утрачивает свою связь с Богом.

Согласно учению знаменитого духовного лидера Свами Вивекананды, двенадцать Дхаран составляют Дхьяну, а Двенадцать Дхьян – Самадхи (последнюю ступень Аштанга-йоги). Вместе они составляют Самьяму.

Свами Вивекананда
Свами Вивекананда - знаменитый индийский философ

Патанджали описывает практику Самьямы в «Йога Сутрах» как способ постижения в йоге, состоящий из последовательного совершенствования и прохождения трех стадий: концентрации, медитации и созерцания (последние три ступени классической йоги).

Для чего нужна медитация?

Поскольку медитация – это процесс обретения себя, истинного «Я» и неподвижного ума, она приводит человека к состоянию покоя, который перестает быть простым ощущением, а становится образом жизни. Иными словами, за беспокойной, суетливой личностью человек научается видеть свою внутреннюю природу, пренебрегая внешней. Это бесценная практика самопознания, которая дает ответы на самые сложные и фундаментальные вопросы о человеческой жизни и обретении рая.

Медитация пробуждает истинную духовность, дарит осознание родства с Богом. Безусловно, для современного человека эти «приобретения» не являются первостепенными по важности, но именно такими они выступают для духовного искателя.

Что дает медитация начинающему? Она способствует гармонизации психического и эмоционального состояния, благотворно влияет на физическое здоровье.

Доказано, что медитация омолаживает мозг и продлевает жизнь, поскольку духовная практика предотвращает утончение коры головного мозга. В медитативном состоянии мозг начинает функционировать несколько иначе, чем в повседневной жизни. Значительно возрастает его активность, и общая картина мозговых волн претерпевает изменения. Благодаря этой трансформации, нервная и сердечно-сосудистая система укрепляются, нормализуется деятельность желудочно-кишечного тракта, и, что удивительно, модифицируется состав крови.

Результаты последних исследований Американской кардиологической ассоциации убедительно доказывают, что регулярная духовная практика значительно снижает риск возникновения рака и сердечных болезней.

Место и время для медитации

Опытные йоги могут медитировать даже в шумном месте. Но ученик, приступающий к практике Дхьяны, заботится о том, чтобы в его сознание не врывались какие-либо звуки, посторонний шум или движения, чтобы его не раздражали беспорядок, грязь или сырость. В идеале, комната для медитаций не должна использоваться для повседневных нужд, поскольку в противном случае неизбежно теряется особая духовная атмосфера. В помещении необходимо установить алтарь для связи с Богом, зажечь благовония и поднести цветы.

Желательно, чтобы в комнату поступал постоянный поток свежего воздуха, это способствует сохранению бодрости и концентрации. На последнюю благотворно влияет и созерцание природы, красивых пейзажей, которое становится возможным при практике на природе.

Лучшее время для духовного совершенствования – «час Бога» (брахмамухурта), когда в мире преобладает покой. Этим термином принято называть промежуток между 4 и 6 часами утра.

Дхьяна всегда должна проходить в одно и то же время, начинаясь с 20 минут и заканчиваясь тремя часами непрерывной медитации. Согласно йогическим текстам, такая продолжительность со временем способна привести к Самадхи.

Дхьяна
Старайтесь всегда медитировать в одно и то же время

Накануне не следует принимать острую пищу, алкогольные напитки, кофе и чай, заниматься требующей особой концентрации деятельностью. Перед сном нужно дать себе установку рано проснуться.

Непосредственно перед медитацией следует принять контрастный душ и зарядить тело энергией посредством выполнения нескольких асан. Это усилит приток праны к позвоночнику.

Асаны для медитации

В первую очередь, асана должна быть устойчивой и удобной. Позвоночник во время всего процесса необходимо удерживать в прямом и вертикальном положении, в то же время стараясь не напрягать его.

Начинающему йогу не рекомендуется медитировать лежа, поскольку в таком состоянии легко теряется концентрация, и ученик может впасть в полусознательное состояние.

Традиционными асанами для практики Дхьяны считаются Падмасана (поза лотоса) и Сиддхасана (совершенная поза).

Однако если в этих асанах чувствуется неудобство, можно принять позу полулотоса (Ардха Падмасана) или просто сесть на стул со скрещенными ногами.

Ардха Падмасана
Ардха Падмасана

Как практиковать Дхьяну?

Опытные наставники учат, что перед тем, как практиковать Дхьяну, нужно усердно и с великой любовью помолиться Богу, повторять мантру «Аум (Ом)», возможно, с перебиранием четок. Произносить божественный звук можно вслух, шепотом или мысленно. Молитва и пение направляют к Богу, очищают ум, помогают почувствовать присутствие Божественного и пробуждают энергию.

Затем следует принять асану и сосредоточить расслабленное внимание на точке между бровями («третьем глазе»), не забывая следить за дыханием (Пранаямами).

Аджна-чакра
Медитируя, обратите взор к Аджна-чакре, которая располагается в межбровье


Если в сознание проникают посторонние мысли, не стоит с ними бороться. Следует «проводить» их, отстраненно фиксируя для себя лишь факт их существования.

Ученик должен стремиться войти в состояние полного погружения в себя и оставаться в нем до тех пор, пока разум не достигнет глубокого покоя и сосредоточения. Именно в этот момент явственно ощущается присутствие Бога, божественные звуки в собственном теле, духовная радость и высшая любовь. Приходит осознание того, что Бог везде: в каждом существе на Земле. И в тебе самом.

Каждая медитация должна заканчиваться благодарственной молитвой, после которой можно приступать к своим каждодневным делам, не забывая повторять про себя, что Бог руководит всей нашей жизнью каждое мгновение.

В йогических текстах упоминается огромное количество техник медитации, одни из которых направлены на ум, другие – на сердце, третьи – на тело. Выбрав подходящую технику, следует погрузиться в нее всем своим существом, наслаждаясь ощущением себя в ней, совершенствуясь и усердно практикуя.

Читайте также:

«Восьмеричный путь»-  это ценнейшее руководство для каждого йогина на пути обретения высшей цели йоги – соединения с Божественным.

Это одна из высших ступеней Аштанга йоги, на которой на праническое, астральное и психическое тело йогина находят гармонию.

Самадхи – восьмая и заключительная ступень Аштанга-йоги, кульминация медитации, высшая цель йоги, дарующая небесную радость.

Обсуждение:

Комментарии: ВКонтакте Facebook

Для того чтобы, добавить комментарий, необходимо войти на сайт

7 августа, 16:34
Дхарана - выбор направления внимания на объект и удерживание внимания на нем. Дхьяна - процесс восприятия объекта на все более и более глубоком утонченном уровне его существования. Для этого не обязательно сосредотачиваться на точке между бровями. Достаточно легко быть вниманием с объектом медитации и воспринимать его более утонченные проявления. Объектом восприятия при этом может быть какая-то мысль или звук, образ или эмоция. Третий глаз тут не при чем. Также мантру "ОМ" не рекомендуется использовать не садху (аскет). Если человек живет в миру, имеет привязанности к семье, разные ответственности по работе, мантра "ОМ" может освободить его от привязанностей или ответственности перед кем-то или за кого-то. Если человек не знает, что это действие мантры, для него или его близких людей может стать неожиданным сюрпризом усиление аскетичных тенденций.

Статья будет выглядеть вот так:

Скопируйте код в ваш блог:




© 2010-2012 ООО «Йога проект»         
Использование материала данного сайта разрешено только с указанием активной ссылки на Enjoyoga.ru
посетить медитация кали


Разработка портала
/

На вашу эл. почту было выслано письмо, для подтверждения регистрации пройдите по указаной в нём ссылке.

Если вы не получили письмо, проверьте не попало ли оно в спам или свяжитесь с нами.

Забыли пароль?