22 июня

Нияма

Вторая ступень Аштанга-йоги

Ступень Нияма распадается на пять основных заповедей: Шауча (внутреннее и внешнее очищение), Сантоша (удовлетворенность), Тапас (умерщвление плоти), Свадхьяя (изучение) и Ишвара-Пранидхана (почитание Бога). Кроме того, во времена средневековья были добавлены еще 7 дополнительных заповедей.

Нияма – это вторая ступень классической йоги. Патанджали проповедовал духовным искателям уделять исключительное внимание первым двум ступеням неслучайно. Поскольку Яма есть не что иное, как свод «законов» общения с окружающим миром, Нияма логично следует за ней, наставляя нас на путь общения со своей Сущностью и неустанному совершенствованию своих благородных внутренних качеств.

Без этих практик невозможна практика Асаны и Пранаямы, как и дальнейшее восхождение по «восьмиступенчатой лестнице», ибо это фундамент, на котором выстраивается дальнейший путь к Освобождению.

Пранаяма
Без соблюдения принципов Ямы и Ниямы практика асан и пранаям не может быть эффективной

Практикующий Нияму должен сконцентрироваться на абсолютном самоконтроле, не забывая при этом о принципе Ненасилия, в этом случае – ненасилия над собой. Духовное становление не должно обессиливать практикующего, но должно приносить ему достойные плоды при посильном старании. В йоге всё достигается постепенно.

Какие же качества следует развивать ученику и на что ему направлять всю свою энергию?

Первая Нияма – Шауча

Это безупречность в чистоте. Несмотря на то, что Шауча не ограничивается чистоплотностью тела, она не предается забвению, ибо способствует гармонизации энергии, ведь тело – это храм Духа.

Шауча включает в себя поддержание чистоты своей физической оболочки, окружающей среды и особенно – помещения для духовных практик, поскольку ничто не мешает йоге больше, чем окружающий беспорядок и хаос.

Практикующий Шаучу должен следить за очищением тела (при помощи Шаткармы, состоящей из шести уникальных йогических техник очищения водой, огнем и воздухом), чакр и тонких энергетических каналов, а также за чистотой своей пищи, в том числе за способом ее добывания.

Важнейшее требование для освоения первой Ниямы – чистота внутренняя, свежесть ума. Это отстранение от ненависти, алчности, похотливости и других дестабилизирующих эмоций. Очищение речи от осуждения, злословия и пустословия.

Вторая Нияма – Сантоша

Смысл второй Ниямы заключается в безусловной удовлетворенности жизнью, несмотря на страдания, испытания и потери.

Сантоша – это довольство, добродетель испытывать благодарность за то, что дал Бог, и одновременно непритязательность к происходящему. Практикующий вторую Нияму стремится лишь к постоянным духовным достижениям, не довольствуясь имеющимися. В остальных аспектах жизни он чувствует, что имеет больше нужного.

Сантоша
Сантоша - абсолютная удовлетворенность

Третья Нияма – Тапас

Выполнение третьей Ниямы требует особенных усилий от ученика, ибо Тапас – это аскетизм, самоотверженность в служении, внутренний огонь.

Эта ступень переплавляет сущность и разум человека в более светлое и одухотворенное состояние, направляет его к Божественному.

Практикующий Тапас становится истинным хозяином своих желаний, стремится доводить до конца свои начинания, какими бы тяжелыми они ни были, и совершенствуется в самоограничении и накоплении энергии.

Третья Нияма также означает усердие в преодолении собственного невежества, превосхождении самого себя, т.е. в желании делать лучшее во всем, к чему стремишься.

Четвертая Нияма – Свадхьяя

Это самоизучение, постижение самого себя, поиск новых знаний. Размышления, новые знания и беседы, которые позволяют приблизиться к своей сущности при объективности и ясности ума, – это Свадхъяя. Иными словами, это исчерпывающая интроспекция.

Свадхьяя – это добродетель, позволяющая увидеть в себе Бога.

Патанджали писал в «Йога-Сутрах», что в какой степени мы продвинулись в изучении себя, в такой степени мы находим связь с божественными законами и мудрецами, донесшими их до нас.

Поэтому Свадхьяя предписывает повторение мантр, изучение религиозной литературы и канонических йогических текстов.

Пятая Нияма – Ишвара-Пранидхана

Духовный искатель, подошедший к пятой Нияме, испытывает трепет. Потому что Ишвара-Пранидхана – это совершенная набожность, которая, поселяясь в сердце и сознании человека, приводит к Самадхи.

Пятая ступень предписывает плоды всех своих стараний подносить как дар Богу, она превращает привязанность ко всему земному, материальному в любовь к Высшему. Это неоценимая, первостепенная добродетель.

Ишвара-Пранидхана
Ишвара-Пранидхана - абсолютная религиозность

Выполнение или уклонение от пяти Ниям не должно зависеть от каких-либо внешних факторов, от места и времени, от социального положения, от наших возможностей. Принципы Ниямы – это качества, приобретению которых стоит посвятить всю жизнь.

Читайте также:

А вы знали что йога помогает от вздутия живота? Выполнение определенных асан избавит вас от этого физического дискомфорта.

«Восьмеричный путь»-  это ценнейшее руководство для каждого йогина на пути обретения высшей цели йоги – соединения с Божественным.

С этой статьей мы настоятельно рекомендуем ознакомиться всем новичкам, задающимся вопросом – что такое йога?

Знаете ли вы, что от темперамента зависит выбор пути в йоге? Так, к Раджа йоге расположены люди со склонностью к мистицизму.

Обсуждение:

Комментарии: ВКонтакте Facebook

Для того чтобы, добавить комментарий, необходимо войти на сайт

Комментариев еще никто не писал, вы можете быть первым!

Статья будет выглядеть вот так:

Скопируйте код в ваш блог:




© 2010-2012 ООО «Йога проект»         
Использование материала данного сайта разрешено только с указанием активной ссылки на Enjoyoga.ru
йога семь основных поз


Разработка портала
/

На вашу эл. почту было выслано письмо, для подтверждения регистрации пройдите по указаной в нём ссылке.

Если вы не получили письмо, проверьте не попало ли оно в спам или свяжитесь с нами.

Забыли пароль?