Урдхва Мукха Шванасана
22 июня

Пратьяхара

Пятая ступень йоги

Пратьяхара – это пятая ступень последовательной восьмиступенчатой системы, следующая непосредственно за Асанами и Пранаямой, предписыающая контроль над чувствами. С нее начинается Раджа-йога.

Праведник и великий мудрец Патанджали так разъяснял значение этой практики в «Йога Сутрах»: «При отсутствии связи со своими объектами, органы чувств следуют внутренней форме сознания – это Пратьяхара».

Данная ступень является одной из самых сложных для начинающего йога, как в практике, так и в понимании самой сути.

Пратьяхара переводится с санскрита как: уклонение, отвлечение, собирание в себя. Смысл практики Пратьяхары заключается в перефокусировке внимания практикующего с внешних объектов на объекты внутренние, в глубоком и всестороннем сосредоточении на них.

Мудрец Патанджали
Мудрец Патанджали

Последнее должно происходить произвольно. Иными словами, духовный искатель должен призвать на помощь всю свою волю, ведь сильнейшим раздражителям внешнего мира противопоставляются довольно слабые сигналы собственного организма. Опытные учителя наставляют начинающих йогов не впадать в уныние, ибо многократная и усердная практика Пратьяхары, удерживание ума от всего внешнего, с течением времени приведет к развитию воли и произвольности. Однако какими бы всеобъемлющими не были старания человека, нужно помнить, что успех никогда не будет абсолютным. Поэтому нужно лишь упорствовать в обучении и усердно молиться.

Древние йоги, совершенствовавшиеся в духовных практиках, удалялись от всего суетного в монастыри и пещеры, где оставались один на один со своим разумом, отключаясь от объектов внешнего и внутреннего мира, что практически недостижимо для современного человека.

Таким образом, основополагающая цель пятой ступени: добиться умения отвлекать ум от объектов восприятия и удерживать его в этом состоянии. Человек, освоивший Пратьяхару, становится хозяином своих чувств.

Пратьяхара
Пратьяхара - это отвлечение ума от объектов восприятия

Важно помнить, что контролю должны подчиняться и эмоции, ибо они – есть реакции на внешние и внутренние события, происходящие с человеком. Практически невозможно контролировать индрии (органы познания и органы чувств), не подчиняя уму эмоции.

К Пратьяхаре следует приступать после освоения Пранаямы, ибо последняя должным образом подготавливает практикующего к следующей ступени. Этому же служит и умеренное питание саттвической пищей, терпение и бесстрастность, регулярная практика асан, уединение и воздержание от чувственных соблазнов. Йога учит, что к успеху в практике Пратьяхары быстрее всего приводит обет молчания.

Пранаяма
К Пратьяхаре следует подходить после освоения Пранаямы

Начинать практиковать следует постепенно, ибо слишком усердные старания могут привести к головной боли и неприятным ощущениям. Каждый человек волен сам определять для себя длительность Пратьяхары и время для выхода из нее.

Занятия должны проводиться в изолированном помещении. Приступая, ученик закрывает глаза и изолирует себя от любых звуков. Во время всей практики необходимо поддерживать условия для «голодания» всех пяти чувств, т.е. воздерживаться от разговоров, от воздействия каких бы то ни было внешних факторов.

Для начала необходимо выделить самое сильное чувство и постараться его отключить. По мере приближения к более слабым эмоциям, это будет даваться всё тяжелее. Постепенно мысли перестают метаться, их становится совсем мало. Как только человек обуздает свои чувства и свой ум, он обретет душевное равновесие. Он проникнется безмыслием и сутью своей истинной природы.

Препятствуют практике неустойчивые асаны, неумеренное питание, переутомление и истощение тела, интерес к мирским делам и скрытые желания, которые ученик не может вытеснить из своего сознания.

Пратьяхара способствует развитию духовности и развивает силу воли, она помогает быстро входить в состояние глубокого сна и самогипноза. Четкой границы между Пратьяхарой и Дхараной (следующей ступенью Аштанга-йоги) не существует, ибо первая представляет собой однонаправленность, а вторая – концентрацию.

Без освоения пятой ступени невозможна подлинная медитация, только Пратьяхара в совокупности с Ямой, Ниямой, Асанами и Пранаямой открывает пути к этой духовной практике.

При освоении искусства сосредотачивать ум, ученик не должен развлекать свой себя ни усиленной работой, ни пустыми беседами, ни суетными переживаниями. Он не должен разбрасываться мыслями, намерениями и действиями. Йог должен жить своей идеей, думать о ней, стремиться к ней всем сердцем, открывая его лишь для Божественного.

Читайте также:

Это одна из высших ступеней Аштанга йоги, на которой на праническое, астральное и психическое тело йогина находят гармонию.

Знаете ли вы, что от темперамента зависит выбор пути в йоге? Так, к Раджа йоге расположены люди со склонностью к мистицизму.

Дхьяна – это состояние «не-ума», состояние чистого сознания, которое не имеет содержания. Что это значит?

Обсуждение:

Комментарии: ВКонтакте Facebook

Для того чтобы, добавить комментарий, необходимо войти на сайт

Комментариев еще никто не писал, вы можете быть первым!

Статья будет выглядеть вот так:

Скопируйте код в ваш блог:




© 2010-2012 ООО «Йога проект»         
Использование материала данного сайта разрешено только с указанием активной ссылки на Enjoyoga.ru
техники асан в картинках с описанием


Разработка портала
/

На вашу эл. почту было выслано письмо, для подтверждения регистрации пройдите по указаной в нём ссылке.

Если вы не получили письмо, проверьте не попало ли оно в спам или свяжитесь с нами.

Забыли пароль?