22 июня

Самадхи

Восьмая ступень Классической йоги

Самадхи, как кульминация медитации (Дхьяны), является высшей целью йоги, соединением с Божественным, состоянием просветления, особым расширенным (сверхсознательным) состоянием сознания, которое выходит за пределы чувственного восприятия.

Самадхи - это завершение исканий садхаки. На вершине медитации садхака переходит в состояние самадхи, в котором тело и чувства отдыхают, как во сне, а способности ума и рассудка действуют, как при бодрствовании, и все же он находится за пределами сознания. Человек в состоянии самадхи совершенно бодр и в полном сознании.

Б.К.С. Айенгар «Йога Дипика. Прояснение йоги»

Мудрец Сватмарама дает следующее определение Самадхи: «Как крупинка соли, растворяясь в воде, становится единой с ней, так же состояние единства Атмана и ума называется Самадхи».

Удивительное и сокровенное переживание Самадхи как единства и целостности находится за гранью образов, которые может нарисовать себе обыденное человеческое сознание.

Согласно йогическим текстам, это венец и конечная цель Раджа-йоги (Восьмиступенчатой Аштанга йоги), это слияние с Богом, дарующее вселенский покой и блаженную радость.

Данный термин переводится с санскрита как «целостность, завершение». Иными словами, это цель, к которой следует ученик во время медитации и которая является ее завершением. Это высшая цель Йоги - соединение с Божественным.

АУМ
Буквы А, У и М, составляющие эту мантру, обозначают три ступени йоги — асану, пранаяму и пратьяхару. А весь ее символ воплощает Самадхи — высшую цель, к которой ведут эти три ступени.


Самадхи исключает саму идею собственной индивидуальности человека, границы между объектом для медитации и самим медитирующим стираются, ибо разум перестает осознавать себя, а тело становится нечувствительным к любым внешним раздражителям, событиям и в общем смысле – ко всему миру. Противоречия между внутренним и внешним рассеиваются как дым.

Самадхи невозможно достоверно и исчерпывающе описать словами, как нельзя в полной мере выразить посредством языка абсолютное блаженство.

Великий индийский йог Парамаханса Йогананда, посвятивший всю свою жизнь служению человечеству, так описывает это состояние: «…Океан радости нахлынул на бесконечные берега моей души. Божий Дух, осознал я, есть неисчерпаемое наслаждение; тело Его — нескончаемая ткань из света. Внутри меня разрасталось неземное блаженство, постепенно охватывая все города, континенты, Землю, Солнце и другие солнечные системы, газообразные туманности и движущиеся галактики. Весь космос, мягко светясь, как ночные огни далекого большого города, сиял внутри моего бесконечного существа…».

Парамаханса Йогананда
Парамаханса Йогананда

 

А вот какие строчки о Самадхи мы находим в Хатха-йога Прадипике:
4. 107. Он не подвластен смерти, Карме, не подвластен никакому воздействию этот йогин, достигший Самадхи.
4.108. Нет ни запаха, ни вкуса, ни звука, ни формы, ни цвета, ни сознания себя, ни сознания другого у йогина, достигшего Самадхи.
4.109. Мысль и не спит, и не бодрствует; нет памяти и нет забвения; нет ни смерти, ни жизни. Органы чувств лишены восприятия - он свободен.
4.110. Нет ни жаркого, ни холодного; ни боли, ни удовольствия; нет ни чести, ни позора для йогина, достигшего Самадхи.
4.111. Находясь в состоянии бодрствования, он тем не менее подобен спящему. Не вдыхая и не выдыхая, он поистине свободен.
4.112. Неуязвимый для всякого оружия, непобедимый всеми силами мира, по ту сторону мантр и янтр находится, йогин, достигший Самадхи.

Прочувствовать всю глубину переживания и приблизиться к осознанию Самадхи возможно только посредством индивидуального опыта.

Однако подвизающиеся к духовным практикам нередко впадают в искушение, вообразив, что состояния расширенного сознания можно достичь самостоятельно, без наставлений опытного, в совершенстве владеющего духовными знаниями и добродетелями наставника.

Это приводит к печальным последствиям. В душе ученика, принимающего яркие сны или приятные внутренние ощущения за Самадхи, возрастает духовная гордыня. Она не имеет ничего общего с транцендентальной мудростью, как высшее ментальное достижение йоги не имеет ничего общего с бодрствованием, дремотным состоянием, глубоким сном и самогипнозом. А гордость и волнения ума – есть главные препятствия к обретению единства с Божественной сущностью.

Формы Самадхи

Раджа-йога говорит о существовании различных форм Самадхи: Савикальпа Самадхи (с размышлением), Нирвикальпа Самадхи(без размышления) и Сахаджа Самадхи.

Савикальпа Самадхи

Савикальпа Самадхи является низшею ступенью. В этом состоянии в ум еще проникают мысли, но они уже не имеют власти над человеком.

Шри Чинмой в своей книге «Медитация» о Савикальпа самадхи пишет, что во время медитации ученик остается безмятежным, на какой-то короткий промежуток времени он теряет все человеческое сознание и отправляется в совершенно другой мир, в котором почти все уже делано. В нашем материальном мире в людях существует неисчислимое количество желаний, там же – их совсем мало. А вы – это инструмент. Если вы не используетесь, значит, все сделано. Но в любом случае из Савикальпа Самадхи ученик должен вернуться к обычному сознанию.

Нирвикальпа Самадхи

Когда ученик погружается в Нирвикальпа Самадхи, абсолютно все мысли и идеи исчезают. Достичь такой формы слияния с Божественным дано лишь немногим духовным искателям, наиболее реализованным духовным учителям. Первое, что они чувствуют, это то, что их сердце стало бескрайним, больше, чем целая Вселенная. Возвращаясь в физический мир через несколько часов и даже дней, некоторое время человек не осознает себя и окружающую действительность, неспособен выполнять свои ежедневные обязанности, не помнит себя. Но постепенно его знания возвращаются, и он продолжает земную жизнь.

Сахаджа Самадхи

Сахаджа Самадхи – это вершина Самадхи. На этом уровне йогин удерживает опыт прошлой ступени, но, возвращаясь в реальность, сохраняет его у себя в душе. Иными словами, человек продолжает жить в грубом физическом мире, озаренный Божественным сознанием. Благодать жить постоянно в состоянии Сахаджа Самадхи дается лишь избранным, ибо она – есть бесконечная милость Всевышнего.

Глубинный смысл йоги заключается в осознанности любых процессов и действий. Поэтому великие учителя могут по своей воле войти в состояние Махасамадхи – великое и заключительное Самадхи, останавливающее сердце. Это окончательный, радостный и безмятежный уход из жизни. Известно, что Парамаханса Йогананда покинул физический мир, войдя в Махасамадхи 7 марта 1952 года.

Читайте также:

В современном мире принято считать, что «в здоровом теле – здоровый дух». В духовных практиках – наоборот. Почему йога – это не просто фитнес?

Мы расскажем о нюансах и неписанных правилах, соблюдение которых сделает путешествие в мир йоги гармоничным.

С этой статьей мы настоятельно рекомендуем ознакомиться всем новичкам, задающимся вопросом – что такое йога?

Обсуждение:

Комментарии: ВКонтакте Facebook

Для того чтобы, добавить комментарий, необходимо войти на сайт

Комментариев еще никто не писал, вы можете быть первым!

Статья будет выглядеть вот так:

Скопируйте код в ваш блог:




© 2010-2012 ООО «Йога проект»         
Использование материала данного сайта разрешено только с указанием активной ссылки на Enjoyoga.ru
название асан в йоге картинки


Разработка портала
/

На вашу эл. почту было выслано письмо, для подтверждения регистрации пройдите по указаной в нём ссылке.

Если вы не получили письмо, проверьте не попало ли оно в спам или свяжитесь с нами.

Забыли пароль?