Эка Пада Раджакапотасана
22 июня

Восемь ступеней йоги

Восьмиступенчатая Аштанга йога – это путь восхождения к духовным высотам и соединения с Божественным, состоящий из восьми этапов: Яма-Нияма-Асана-Пранаяма-Пратьяхара-Дхарана-Дхьяна.

«Изучение восьми ступеней йоги ведет к очищению тела, разума и интеллекта; огонь знания продолжает гореть, и пробуждается проницательность».

Патанджали

Великий мудрец Патанджали, по преданию упавший с неба в ладони своей матери в обличье змейки и призванный донести свет йоги всему миру, жил и проповедовал в Индии во II веке до нашей эры.

Именно ему принадлежит авторство знаменитой концепции «восьмеричного пути» (аштанга-йоги), которую Патанджали изложил в своей Йога-сутре, позже вошедшей как одна из даршан в традиционную индийскую философию.

Мудрец Патанджали
Мудрец Патанджали

Приветствие Патанджали
Йогена читтасья падена вачам
Малам шарирасья ча вайдьякена
Йопакароттам праварам мунинам
Патанджалим пранджалир анатосми
Абаху пурушакарам
Шанкха чакраси дхаринам
Сахасра ширасам шветам
Пранамами Патанджалим
Хари Ом.

В этом бесценном труде, по праву называемом «ступенями для поиска души», мудрец собрал по крупицам многовековые знания и наставления, призванные привести йога к совершенному постижению его истинной природы и достижению высших уровней духовного и физического развития.

Система аштанга-йоги состоит из восьми этапов, последовательное освоение которых способствует наиболее гармоничной практике. Конечной целью аштанга-йоги и ее последней ступенью Патанджали называет вхождение в самадхи, в состояние просветления (сознание Бога).

Первые две ступени, «Яма» и «Нияма» считаются своеобразной этикой, сводом моральных законов и одновременно тренировкой в чистоте помыслов практикующего.

Яма является, по сути, заповедями воздержания, она включает в себя пять основополагающих принципов:

  1. Ахимса – принцип ненасилия, непричинения вреда всем живым существам.
  2. Сатья – принцип правдивости, воздержание ото лжи и самообмана.
  3. Астея – принцип неворовства, неприсвоения чужого.
  4. Апариграха – принцип неприятия даров, необладания ненужными вещами.
  5. Брахмачарья – принцип воздержания, в широком смысле – отстранение от чувственности.

Нияма (принципы взаимодействия человека с самим собой) следует за Ямой неслучайно. С освоением первой ступени сознание освобождается от пороков, и готово принять добродетели второй ступени:

  1. Шауча – Чистоплотность внешняя и чистота внутренняя.
  2. Сантоша – Довольство, удовлетворенность, положительность эмоций.
  3. Тапас – Самоограничение, самодисциплина, усердие.
  4. Свадхъяя – Изучение духовной литературы, самопознание, самоизучение.
  5. Ишвара-Пранидхана – Набожность, приятие полноты присутствия Бога, посвящение всех своих действий Богу.

Дополнительные принципы Ниямы: Сауманасья (благожелательность), Нигара (бесстрастность), Ман-дхатар (вдумчивость), Аваща (независимость), Мантра-видья (знание заклинаний), Дамсанавант (обладание необыкновенной силой), Нишпратидвандва (неимение противников).

Третью ступенью Аштанга-йоги являются Асаны. Важно понимать, что асаны – это своеобразный инструмент для гармоничного духовного развития, а не самоцель йоги. Однако эта система особых физических упражнений, позволяет управлять не только энергией, но и физиологическими процессами в теле. При правильном выполнении асан на опорно-двигательный аппарат и внутренние органы оказывается тренирующее и тонизирующее воздействие.

Как и предыдущие три ступени аштанга-йоги, Пранаяма является составной частью Хатха-йоги. Придающая особую силу асанам, пранаяма управляет первичной энергией Вселенной (праной). На четвертой ступени человек учится контролировать дыхание с помощью специальной дыхательной гимнастики и накапливать жизненную энергию. Особенностью пранаямы является сочетание всех трех типов дыхания: глубокого, среднего и поверхностного.

Одно только выполнение дыхательных упражнений дает потрясающий результат: клеткам всего тела, в первую очередь мозгу, поставляется высококачественный кислород, происходит очищение всей дыхательной системы, успокоение ума и расслабление.

Без дыхательных практик занятия йогой в принципе невозможны.

Пратьяхара - это пятая ступень классической восьмиступенчатой йоги. С нее начинается Раджа йога. Пратьяхара учит контролировать ум: слышать звуки, но не слушать их, смотреть на что-то, но не видеть этого. Иными словами, человек перестает замечать не только внешний мир, но и свой, внутренний физический мир, и остается один на один со своим сознанием.

Таким образом, пратьяхара является своеобразным рубежом, перейдя который, человек перестает быть рабом своего тела и держит свой ум под безусловным контролем.

Следующая ступень – Дхарана. Это стадия глубокой медитации.

Дхарана – искусство неподвижной концентрации ума в одном направлении. В обычном состоянии мозг человека мечется и перескакивает с предмета на предмет, поэтому главное условие дхарамы – правильная практика Пратьяхары и глубокая вовлеченность.

На этой ступени человек обретает возможность приблизиться к восприятию истинной природы своего «Я» и остановить поток беспорядочных мыслей.

Глубокая концентрация на одной точке или предмете в течение 12 секунд – это дхарана, а 12 таких дхаран – это Дхьяна.

В дхьяне человек осознает только то, что он существует и то, что является объектом его медитации. Медитирующий способен находиться в этом состоянии на протяжении 12 дхаран. Это составляет дхьяну – путь сознания, который превосходит содержание.

Последняя ступень Благородного Восьмистадийного пути – Самадхи, это состояние сверхсознания, которое достигается настолько совершенным созерцанием, что человек сливается с предметом созерцания. Возникает неразрывное единство воспринимающего и воспринимаемого (последним может выступать как какой-либо внутренний объект, к примеру, сознание, внутренние органы; так и внешний – любой окружающий нас предмет, животное и т.д.), исчезают временные и пространственные рамки биологического тела.

Медитирующий сливается с Божественной сущностью и освобождается от уз кармы.

Двенаджать дхьян – это самадхи. «Смерть при жизни». Высшая цель йоги.

Приветствие мудрецу Патанджали, почитаемому отцом йоги, которое традиционно исполняется перед занятием в Институте Йоги им. Р. Айенгар (Индия).

Читайте также:

В современном мире принято считать, что «в здоровом теле – здоровый дух». В духовных практиках – наоборот. Почему йога – это не просто фитнес?

Какие качества должен развивать в себе настоящий йогин на второй ступени классической «восьмичастной» йоги?

Даже самая усердная практика йоги без соблюдения всеобщих моральных заповедей, которые предписывает Яма, не принесет ожидаемых плодов.

Обсуждение:

Комментарии: ВКонтакте Facebook

Для того чтобы, добавить комментарий, необходимо войти на сайт

ПранаАяма!!!!! Чудики)))
«prana» - «жизненная энергия», «дыхание»
«уаmа» - «остановка», «контроль», «управление»
В санскрите приставка «а» означает отрицание («aуаmа»).
«ПранААяма» - «свободное дыхание», то есть дыхание, не подверженное сознательному контролю.
ОООчень хорошая статья - мне очень помогла, но исправьте, пожалуйста)

Статья будет выглядеть вот так:

Скопируйте код в ваш блог:




© 2010-2012 ООО «Йога проект»         
Использование материала данного сайта разрешено только с указанием активной ссылки на Enjoyoga.ru
йога позы и их названия фото


Разработка портала
/

На вашу эл. почту было выслано письмо, для подтверждения регистрации пройдите по указаной в нём ссылке.

Если вы не получили письмо, проверьте не попало ли оно в спам или свяжитесь с нами.

Забыли пароль?